11 игр, которые научат вашего ребенка правилам этикета
Этикет – слово французского происхождения. На одном из пышных приемов у короля Людовика XIV гостям вручили карточки с перечислением правил поведения. На французском языке карточка называется «этикетка» – отсюда и пошло слово «этикет». В русском языке есть хороший аналог – «вежливость». Вежливым называют человека, знающего правила поведения и выполняющего их. Только правила эти «неписаные». Своего рода соглашение между людьми вести себя определенным образом. И учится малыш, в первую очередь копируя поведение мамы и папы!
Учим вежливости… кукол
Чтобы малышу хотелось выполнять правила этикета, обучать его этим правилам важно не с помощью нудных нравоучений, а весело, в игре. Любимые игрушки ребенка с радостью придут к вам на помощь! В игре можно научить малыша правильно вести себя в той или иной ситуации. Ролевые игры объяснят ему все гораздо доступнее, чем скучные воспитательные беседы.
3–4 года
Знакомство. Правильно завязывать отношения – очень важное умение! Проиграйте с игрушками самые разные ситуации. Пусть зайка (его озвучивает малыш) как будто играет в песочнице, а мишка (за него говорит мама) хочет с зайкой познакомиться. Покажите малышу возможные варианты знакомства: как подойти, что сказать. Потом поменяйтесь ролями, пусть первым «знакомится» малыш. Объясните крохе, что, предлагая кому-то дружбу, нужно непременно улыбнуться этому человеку. Если подойти к девочке или мальчику с угрюмым лицом и пробубнить что-то типа: «Давай дружить», вряд ли это возымеет должный эффект. Уместно вспомнить сказку о крошке-еноте и его замечательной улыбке. Проиграйте разные ситуации. Что, если на предложение познакомиться, другой ребенок ответил отказом? Нужно рассердиться? Обидеться? Конечно, нет! Просто сказать ему: «Если захочешь поиграть со мной, приходи. У меня есть интересные игрушки…» А как поступить, если, скажем, зайка качается на качелях, а мишка тоже хочет покачаться. Что делать? Прогнать ли зайку с качелей, попросить ли уступить место, подождать или, может, предложить покачаться вместе?
Чаепитие у куклы. Поставьте на стол игрушечную посуду, рассадите вокруг игрушки. Пусть за столом обязательно найдется кто-то из зверушек, который не умеет себя правильно вести. Может, он чавкает, ставит локти на стол, толкается, разбрасывает еду, хватает торт из тарелки руками (лапками), вытирает руки о скатерть и одежду? Попросите малыша (в лице другой игрушки) сделать ему замечание. И, конечно, нарушитель порядка в конце игры обязательно должен «исправиться» и научиться вести себя за столом красиво.
4–5 лет
День рождения. Выберите, у кого из игрушек будет день рождения. Например, у мишки. Накройте вместе с ребенком игрушечный стол и расскажите малышу, что зайка идет на день рождения к мишке. Он чисто моет лапки и ушки, надевает красивую одежду, выбирает подарок. Проиграйте ситуацию, как зайка приходит в гости и поздравляет друга с днем рождения. Что он при этом говорит, как вручает подарок? Что отвечает мишка, как принимает подарок? Все гости собираются и рассаживаются за стол. Повторите в игре правила застольного этикета.
Ситуации. А еще ваши игрушки могут пойти в музей или театр, проехаться на общественном транспорте, говорить друг с другом по телефону… Например, пусть мама-медведица разговаривает со своей подругой тетей лисой, а маленький медвежонок все время маму перебивает. Может, в нетерпеливом медвежонке ваш малыш узнает себя? Проигрывая с малышом разные ситуации, не забывайте о чувстве юмора. Игра должна быть веселой, позитивной. Только так она принесет максимальную воспитательную пользу.
Учтивые игры
Когда вы проводите время вместе с малышом, гуляете с ним, занимаетесь творчеством или домашними делами, наверняка, вы играете в самые разные игры. Но игры могут быть и такими, которые помогут ребенку лучше усвоить правила этикета. Попробуем?
3–4 года
Физкультминутка. Выполните с малышом небольшую зарядку под «вежливую» потешку.
Я улыбаюсь солнышку:
«Здравствуй, солнце золотое!» (Подъем рук через стороны вверх.)
Я улыбаюсь цветочкам:
пусть они цветут! (Наклоны туловища вперед, руки на поясе.)
Я улыбаюсь дождю:
«Лейся, дождик,
как из ведра!» (Наклоны влево и вправо, руки вверху.)
Друзьям улыбаюсь –
желаю им добра. (Прыжки на месте с хлопками в ладоши.)
4–5 лет
Комплимент. В эту простую игру можно играть и дома, и во время прогулки. Объясните малышу, что такое «комплимент». Это добрые, приятные слова, которые люди говорят друг другу при встрече. Сделайте малышу несколько комплиментов: «У тебя сегодня красивое платье!», «Ты очень аккуратно оделся!», «Какие чистые у тебя сапожки!» А потом предложите сыну или дочурке сделать комплименты вам. Тему можно развить, делая комплименты другим людям: папе, дедушке, друзьям, старушке у подъезда. А можно посмеяться, сделав комплимент… проходящей мимо кошке. Или вороне. Такая игра учит ребенка внимательному отношению к людям.
...а как у них? Наверняка малыш уже знает, что при встрече у нас принято пожимать другу другу руки и, конечно, улыбаться. Ведь улыбка порождает атмосферу доброжелательности, располагает к себе. А как приветствуют друг друга люди из зарубежных стран? Латиноамериканцы обнимаются, американцы хлопают приятеля по спине, французы целуют друг друга в щеку, японцы соединяют ладони рук и кланяются. Малыш наверняка посмеется, узнав, что жители островов Самоа при встрече обнюхивают друг друга. А потом поиграйте, представив, что вы отправились в путешествие по разным странам и встретили там местных жителей. Поприветствуйте их в соответствии с местными традициями. А потом продолжите экскурс в историю вежливости. Расскажите дочке, что в старину светские дамы в качестве приветствия приседали в глубоком реверансе. Пусть девочка тоже так попробует. А мальчикам будет интересно узнать, что мушкетеры при встрече кланялись и помахивали друг другу шляпами. Возможно, у вас дома найдется парочка старых шляп – наденьте их вместе с сыном и представьте себя благородными мушкетерами.
Полянка вежливости. Предложите крохе нарисовать полянку с цветами, где каждый цветок – вежливое слово, которое знает малыш. Пусть малыш рисует цветы и называет вежливые слова, а вы можете подписать их под каждым цветочком. Когда малыш исчерпает свой словарный запас, к рисунку можете присоединиться вы, добавляя новые слова.
Учим этикету: наглядный пример
Малыши просто обожают смотреть мультфильмы. Воспользуемся этим, чтобы донести до ребенка важные истины о культуре поведения. Из старых мультфильмов незаменимы «Птичка Тари», «Просто так!», «Мой друг зонтик», «Самый маленький гном», «Сладкая сказка» и др. Это настоящие шедевры о вежливости и дружбе. В современных мультсериалах, так любимых малышами, вроде «Лунтика», «Барбоскиных», «Маши и медведя», «Робокаров», тоже отыщется масса поучительных историй. Только смотреть мультфильмы нужно непременно вместе с ребенком. А потом, после просмотра, обсудить сказку, еще раз разобрать показанную ситуацию.
Давайте ребенку возможность общаться с окружающими людьми в повседневной жизни. Пусть учится находить общий язык с другими малышами на детской площадке, пробует самостоятельно делать покупки в магазине, перед тем вежливо обратившись к продавцу. Почаще выбирайтесь с сыном или дочуркой «на люди»: в кино, театры, музеи, на концерты и детские праздники. Ведь живое общение – лучший способ всему научиться и вырасти человеком, которого уверенно можно назвать культурным и воспитанным.
У современных поэтов и детских классиков можно отыскать множество стихов, сказок, рассказов о вежливости и культуре поведения. Почаще читайте вместе с крохой такие книги, а после подробно обсуждайте проблематичные ситуации.
3–4 года
Грубым быть плохо. Очень поучительна сказка Ш. Перро «Подарки феи». Прочитайте ее ребенку, и ему сразу станет понятно, почему быть вежливым и добрым лучше. И дело даже не в том, что от грубости у тебя могут начать сыпаться изо рта лягушки (хотя и это, конечно, тоже аргумент в пользу вежливости). Просто вежливый человек красив и приятен людям, а грубиян – нет… На эту же тему есть и другие сказки: «Госпожа Метелица», «Морозко», а также стихи: «Очень вежливый индюк» (Б. Заходер), «Урок вежливости» (С. Маршак), «Федорино горе» (К. Чуковский) и др.
4–5 лет
Читаем «Буратино». Сказка о Буратино и золотом ключике – настоящий учебник этикета. Читая сказку, обсуждайте с ребенком поведение Буратино в самых разных ситуациях. Слушая о проделках деревянного шалунишки, малыш сможет увидеть себя со стороны и понять, как важно относиться к окружающим с уважением.
Вредные советы. Если у вашего малыша уже сформировалось чувство юмора (ближе к пяти годам), можно читать ему «Вредные советы» Г. Остера. Ребенок должен понимать, что описанная ситуация – это подсмеивание над неправильным поведением. Посмейтесь вместе, и потом время от времени вспоминайте с ребенком эти веселые, но все-таки вредные советы в подходящих жизненных ситуациях…
«Если ты пришел к знакомым,
не здоровайся ни с кем,
слов: «пожалуйста», спасибо»
никому не говори.
Отвернись и на вопросы
ни на чьи не отвечай.
И тогда никто не скажет
про тебя, что ты болтун».